Художественные фильмы о философах
1. Любовники Кафе де Флор (Сартр, Бовуар) (2006) Илан Дюран Коэн
2. Ханна Арендт (2012) Маргарете фон Тротта
3. По ту сторону добра и зла (Ницше) (1977) Лилиана Кавани
4. Агора (Гипатия Александрийская) (2009) Алехандро Аменабар
5. Витгенштейн (1993) Дерек Джармен
7. Альбер Камю (2010) Лоран Жауи
8. Когда Ницше плакал (Ницше, Фрейд) (2007) Пинчас Перри
9. Последние дни Иммануила Канта (1994) Филипп Коллин
+ фильм о писателе-философе Франце Кафке:
10. Кафка (1991) Стивен Содерберг
1. Любовники Кафе де Флор (Сартр, Бовуар) (2006) Илан Дюран Коэн
«Это был мой двойник, в нем я обнаружила доведенными до последнего предела и мои вкусы, и мои пристрастия». Cимона де Бовуар
«Любовники Кафе де Флор» — история о творческих успехах, неудачах и странном союзе двух людей искусства, посвятивших свою жизнь убеждениям экзистенциализма.
1924 год. Молодая и скромная студентка Cимона де Бовуар готовится стать преподавателем философии. Но всем ее планам не суждено сбыться, ведь на жизненном пути Симоны появляется начинающий писатель Жан-Поль. Сартр станет первым возлюбленным Симоны, но вместо традиционного брака он предложит ей разделить с ним свою бурную и беспутную жизнь. Жизнь, которая, с одной стороны, причинит Симоне немало страданий, а с другой — вдохновит на написание шедевра, книги «Второй пол».
2. Ханна Арендт (2012) Маргарете фон Тротта
«Зло всегда поверхностно и только в добре есть глубина».
Художественный фильм выдающегося немецкого режиссера Маргарете фон Тротты. Устояв перед соблазном снять байопик, режиссер выбрала единственный сюжет из жизни знаменитого философа и писателя Ханны Арендт: ее приезд в Израиль для дачи показаний на суде над одним из организаторов Холокоста Адольфом Эйхманом. Пытаясь разобраться в природе фашистской ненависти по отношению к евреям, Арендт тщательно записывала и анализировала материалы суда, обобщала их в статьях, появляющихся за океаном. В результате, под ее пером возникла картина, совершенно не укладывающаяся в сложившиеся рамки. Обнародованный Арендт новый подход вызвал против нее волну возмущения и поделил многих людей на сторонников и противников этой незаурядной женщины.
Интеллектуальная кинокартина о желании понять. «Понять — не значит простить! Но понять должен каждый, кто хочет разобраться» — слова Ханны Арендт в переполненной аудитории после публикации её скандальной статьи. Фильм о духовной силе, о человеческом достоинстве в условиях абсурда и попыток уничтожить человеческое в человеке, фильм о храбрости, выраженной в намерении смотреть правде в глаза, какой бы она ни была, в конечном счете фильм о присутствии «чего-то такого, что сильнее нас».
3. По ту сторону добра и зла (Ницше) (1977) Лилиана Кавани
В основе фильма – вольно рассказанная история взаимоотношений немецких философов Фридриха Ницше и Поля Ре, познакомившихся в Риме с эмансипированной интеллектуалкой русского происхождения Лу фон Саломе. Покоренные ее сильным характером, незаурядным умом и чувственной красотой, Ницше и Ре поддаются идее Лу организовать т.н. «коммуну с целомудренным житием»: участники коммуны живут на общей территории, но не вступают друг с другом в интимную близость. «Святая троица» вызывает резкое осуждение матери и сестры Ницше, которые видят в этой дружбе распутство и излишества, из-за чего тот порывает всякие контакты с семьей. Понимая, что стала причиной конфликта, Лу оставляет Ницше и уезжает с Полем в Берлин. Их новым соратником становится университетский преподаватель Андреас, который посмеивается над эмоциональной натурой Поля и питает к Лу отнюдь не платонические чувства. Поль вынужден покинуть Лу, но за время общения с ней его, как и Ницше, все чаще стали одолевать фантазии с искусом запретного влечения…
4. Агора (Гипатия Александрийская) (2009) Алехандро Аменабар
Историческая драма Алехандро Аменабара рассказывает о судьбе Гипатии Александрийской — первой в истории известной женщине-ученом, философе, математике и астрономе. Она была очень умна и известна, к ее словам прислушивались правители...
«К концу 4 столетия Римская Империя была на грани распада и все же Александрия, провинции Египет, все еще сохраняла большую часть своего великолепия. Город славился одним из чудес древнего мира легендарным маяком, а также величайшей библиотекой на Земле. Библиотека была не только культурным символом, но и религиозным местом где язычники поклонялись богам своих предков. Многовековому языческому культу города теперь противостояли еврейская вера и быстро распространяющаяся религия, еще до недавнего времени бывшая под запретом — христианство». (Вступление к фильму)
«Память о Гипатии остается наиболее высокочтимой среди всех воспоминаний человечества, она обладает почти уникальным положением в Пантеоне воспоминаний». Шарль Пеги
5. Витгенштейн (1993) Дерек Джармен
Псевдобиографическая драма режиссера-авангардиста Дерека Джармена о жизни и творчестве философа Людвига Витгенштейна (1889—1951). Картина в театрализованной манере прослеживает жизненный путь Людвига Витгенштейна от рождения до самой смерти — детство, студенческие годы в Кембридже, где его наставником был Бертран Рассел и где начали формироваться идеи будущего философа. На Берлинском кинофестивале 1993 года фильм получил специальную премию «Тедди».
В главных ролях Тильда Суинтон, Карл Джонсон, Майкл Гаф
6. Айрис (Айрис Мердок) (2001) Ричард Эйр
Это удивительная история жизни одной из величайших писательниц 20 века, проницательного философа и остроумного мыслителя Айрис Мердок, которая оставила ярчайший след в литературе современности и заслужила восторженные отклики рядовых читателей и именитых литераторов. Но самую правдивую летопись ее жизни и творчества составил ее муж, профессор Джон Бэйли, описав в своих произведениях более 40 лет их совместной жизни.
Произведения Мердок интеллектуальны, полны остроумия и психологизма, разобраны на цитаты и высоко оценены литературным сообществом (так, помимо того, что писательница стала лауреатом Букеровской премии, она также остается лидером по числу попаданий в букеровский шорт-лист). Никто лучше нее не понимал сложнейших романов Сартра или философских трудов Юнга.
За исполнение роли Мёрдок Джуди Денч и Кейт Уинслет получили по номинации на премию «Оскар». Это был второй случай в истории премии (и в карьере Уинслет), когда две актрисы номинировались за роль одного и того же персонажа, но в разных возрастных категориях.
7. Альбер Камю (2010) Лоран Жауи
Алжир, 1924 год. Школьный учитель помогает юному французу из бедной семьи поступить в лицей. Одаренного парня зовут Альбер Камю. Спустя годы он станет известным писателем и философом, увлечется театром и получит Нобелевскую премию. И самыми бурными станут последние 10 лет его жизни...
8. Когда Ницше плакал (2007) Пинчас Перри
Экранизация одноименного романа Ирвина Ялома, сюжет которого разворачивается на фоне интеллектуального брожения Вены XIX века, в преддверии зарождения психоанализа. Ирвин Ялом известен как психоаналитик. Не удивительно, что главными героями его истории стали два венских психиатра — авторитетный и знаменитый Йозеф Брейлер и молодой, вчерашний студент Зигмунд Фрейд. Когда к первому на прием приходит Лу Саломе и умоляет спасти ее друга, великого философа Фридриха Ницше, от скорби и суицидальных наклонностей, он еще не подозревает, что будет втянут в интеллектуальную дуэль со своим будущим пациентом, в которой излечению подвергнется прежде всего он сам. Отдельного упоминания заслуживают сны Брейлера, красочные и кошмарные, которые наматывает себе на ус юный Зиг. Финал картины, в котором Брейер излечивается от своих страданий и возвращается к семье, а Ницше продолжает одинокое странствование по глубинам своего разума и безумия — такой финал весьма красноречив и символичен.
9. Последние дни Иммануила Канта (1994) Филипп Коллин
Этот фильм — не столько повествование о «последних днях» немецкого философа Иммануила Канта, сколько собрание любопытных фактов, легенд и нем. Здесь и знаменитые прогулки Канта, по которым сверяли часы жители Кенигсберга, и стертые половицы, где стоял слуга философа, и педантичность Канта в мелочах. В то же время показан и «другой Кант»: тщеславный, сварливый, иногда жестокий и надменный.
10. Кафка (1991) Стивен Содерберг
Прага 1919 года, работник страховой компании Франц Кафка ведет тихую, незаметную жизнь, тщательно выполняя свои служебные обязанности. Но тихая жизнь кончается, когда клерк начинает расследовать исчезновение своего друга... Оскароносец Стивен Содерберг обратился к самому загадочному писателю XX века, который становится героем своих произведений, а значит погружается в мир кошмаров и таинственной атмосферы. В кафкианском пространстве Праги действуют безличные силы, сводящие Кафку с ума. Здесь он предстает в роли клерка и сочинителя, обреченного стать жертвой параноидального состояния.
Картина, снятая по большей части в черно-белом изображении, буквально пропитана атмосферой произведений писателя. Мощная драма поставлена людьми, знающими, что делают. Кратковременный переход в цветное изображение служит общей теме настолько органично, что это замечаешь, только когда герой возвращается в серый мир повседневной лжи.